Этнография Айат, огненного народа мира Иррат.
Огонь
– Исток Зарождения, Душа Творения, обитель Духов-Созидателей.Огонь
– Священное Пламя, текущее в жилах народа.Огонь
– Отец-Утешитель, приносит тепло и спокойствие.Огонь
– Язык Гнева, безжалостный к врагам и предателям.Огонь
– Свидетель Воина, Супруг Хранящей, Гарантирующий Исполнение Клятв.
Клятва перед Огнем – клятва, которую нельзя нарушить. Известны случаи, когда объединившиеся перед огнем побратимы поссорились, и один из них ударил другого в спину ножом. Раненный выжил (посчастливилось, рядом был Шаман), а вот тот, кто ударил, упал на землю горсткой пепла. Таковы для Айат последствия отступления от клятвы перед Огнем.
Очаг
– Святыня в Доме. Огонь всегда горит в очаге, поддерживаемый Хранительницей Огня, состоящей с Пламенем в символическом Браке.У Очага могут находиться только Айат. Это место для достойных. Прислуга из людей туда не допускается, разве что в виде высочайшей милости и доверия хозяев (можно взять любимую кошечку к себе в постель и дать ей спать на подушке, а можно позволить любимой служанке погреться у Очага).
Бросивший в огонь любой мусор наносит смертельное оскорбление всему дому.
Страшное проклятие
: “Чтобы Погас Очаг Твоего Дома”. Приводит к очень неприятным последствиям и для произнесшего проклятие (его, скорее всего, быстро убьют), и для его Дома. А особенно!!! Особенно печальные последствия переживет тот, к кому были обращены эти слова. Удача его будет обходить стороной (хотя бывали исключения), и многие погибали в течение года после того, как это слышали.Ругань послабее: в твоей душе ни Искорки, ты подобен скользкому мокрому дереву, ты никогда не загоришься, потому что ты неспособен и т.д. и т.п
.Во время
трапезы Айат объединяют свои руки кончиками пальцев, вокруг Чаши Огня стоящей на столе. Огонь объединяет их души и дает им силы быть верными Дому и друг другу.Город:
Легендарный Гварахен, данный в дар Айат самими Духами Творения. По преданиям, Гварахен – место, где хранятся знания и мудрость Мира. В Городе земля легко и обильно родит плоды, сами воздух и вода продлевают жизнь, а солнце греет большую часть года. Нет в Мире места столь же прекрасного, где жизнь была бы так приятна и радостна. Город – суть символ избранности и главенства в Мире. Говорят, что тот, кто владеет Городом, владеет Миром.
В конце Века Мудрости Огонь объявил Айат волю Духов. Он сказал, что Духи создали Город, и никогда, до самого скончания Мира, не будет построено равного ему и даже подобного. Также сказал Он, что Духи дарят его Айат, но не откроют, где стоит Город, ибо они должны найти его сами и это будет справедливо. Так сказали духи.
Тогда же Король объявил народу волю Духов и те, кто был с Королем, свидетельствовали тоже. И народ Айат под водительством Первого Короля, отправился на поиски Дара. Так свершился Исход. Через некоторое время часть народа Айат отделилась и ушла в поисках Города в направлении ином, чем считал Король. Предводительствовала ими Арайа, Невеста Второго Короля, родившая ему сына и покинувшая обоих. Так свершилось Разделение. Ходят слухи, что Арайа нашла Город.
Разделение:
Что это? Занавеска колышется от легкого ветерка, или сон подходит к нашему изголовью? Что может быть проще, легче и бессильнее сна? Только мы сами. Потому что во сне могут прийти Те, Чьи Имена в нашей крови. И мы подчинимся. Подчинимся тому, что легче дыхания, слабее, чем сквозняк, едва колышущий занавеску. Своим снам…
Арайа спала, и ей снился СОН. (Смотри Сны и Деяния). И сон был таков, что поутру она встала, и шагнула в иную жизнь.
Сны и Деяния.
Тотем
– живой хранитель рода, посланец Духов Творения, общается с Домом и Духами Творения. Участвует во всей жизни Домов, дипломатических миссиях, войнах и т.д. и т.п. В большинстве случаев Тотем невидим. Увидеть тотем могут только участники Дома, покровителем которого он является. Так же увидеть тотем могут Шаманы и некоторые Главы Домов.Лиса
– священное животное для Всех Айат. Переводится как “Искорка Пламени”. Тотем Дома Шаманов. Убить Лису практически невозможное преступление, хуже, чем бросить мусор в огонь.Посвящения:
В Воины:
ничего не есть 3 дня, сразиться на мечах со всеми мужчинами клана. Сотворить Огонь (добыча огня трением), приготовить праздничный ужин (на всех мужчин дома, выслушать все советы на пиру, не краснея). Познать Женщину (обычно это Хранительница Пламени, или Старшая женщина в доме, символически объединенная браком с воином на эту ночь). В случае если все это сделать сумел, юный Айат нарекается взрослым именем, получает Право Говорить, и считается воином.В Женщины: соткать покрывало для ложа, украсить специально для этого подобранный дом, принести в дом огонь, вместе с тем, кто потом назовет ее женщиной. Накормить ужином всех женщин своего Дома и Старших Женщин Дома Мужчины. Спеть Женскую Песню у порога дома, поставить слева и справа от входа любимые лакомства зверей-тотемов Дома Женщины и Дома Мужчины. Войти и остаться на сутки трое с Избранником. Избранник обычно тот мужчина, который хочет прожить с этой девой следующие полгода и возможно, впоследствии, взять ее замуж, если она родит ребенка.
Другой вариант – Старший Мужчина, Глава Дружественного Дома. Это может быть еще и в том случае, если Дому нужна Хранительница Пламени. В этом случае, мужчина, проводящий с ней ночь, считается Огнем, и если она забеременеет, то такой ребенок будет считаться Сыном Огня, воспитываться всем Домом с большим вниманием, и пойдет впоследствии в Дом Шаманов, или дом магов, станет представителем Дома перед Духами.
В Хранительницы Пламени:
Весь Дом собирается у Очага. Та Хранительница пламени, что уходит, и та, что будет теперь хранить Огонь Дома, становятся рядом у очага. Уходящая торжественно прощается, рассказывает огню, что теперь о нем будет заботиться другая Хранительница и называет ее имя. Они обе, в полной тишине, встают перед очагом, взявшись за руки и несколько минут молчат. Потом Уходящая кланяется и молча выходит из зала. Дальнейшие заботы об очаге Дома теперь у новой Хранительницы.
В Мастера:
Юный мастер покупает (не торгуясь) чашку для Пламени. Возжигает в ней пламя от Пламени своего Дома. Переносит Пламя в Чашке к Огню того дома, в который должен войти и отдает принесенное Пламя Очагу своего нового Дома. Далее будущий мастер изготавливает то, что он считает нужным. А затем он в течение дня (до заката) должен продать свое “изделие” на аукционе в том Доме (среди его участников). Чем дороже продаст, тем искуснее мастер. Понятное дело, что любое изделие покупают, но вот над заплаченной ценой, (если она мала) могут подшучивать еще лет сто.
В Шаманы:
Будущий Шаман складывает свой собственный погребальный костер. Собирает свои любимые вещи из “прошлой жизни”, прощается с ними и кладет в не разожженный костер. Сообщает костру свое детское имя. Ложится возле костра. С этого момента он не имеет право произнести ни единого слова, пока ему не разрешат.
Приходят шаманы и совершают над ним погребальный обряд. “Неофиту” завязывают глаза, накрывают покрывалом и сажают под дерево. Он прижимает колени к груди. Сверху его накрывают покрывалом и оставляют на некоторое время. Что происходит с ним в это время известно только Шаманам. Дальнейшая процедура известна только Шаманам.
Известно только, что некоторые после этого сходят с ума, некоторые умирают, некоторые становятся Шаманами. И получают новое Имя, а также Право Говорить.
В Маги:
Брак
: После рождения ребенка Айат вступают в брак. Поскольку это дело всей жизни, то все вопросы будущего супругов решается на собрании Домов. Иногда это собрание может затянуться и на 3 дня. До тех пор, пока не будут улажены ВСЕ вопросы. В какой Дом войдут оба молодых? Не существует правил, каждый раз решается отдельно, индивидуально. Например, если Он великолепный Кузнец, а она прекрасно владеет Иглой, то каждый дом и ЕЕ и ЕГО хочет иметь их под своим кровом. Потому могут быть споры. Опять же, имущество, которое идет вместе с супругами, тоже кое-что значит. Кроме того, Дом оделяет супругов дарами и деньгами. Кто сколько даст и почему, вопрос тоже важный. Кто будет строить, или предоставит супругам жилье? И более того, могут еще явиться и представители Дома Мастеров, в который входят супруги и позвать их к себе. В общем, брак дело серьезное и относится ко всему Дому.Развод
: тот из супругов, который хочет развестись берет другого за руку и выводит за порог дома при свидетелях и говорит:“Огонь в Очаге моего Дома погас для тебя. Огонь в моем сердце погас для тебя. Уходи”. Дальнейшие имущественные и иные дела разрешают главы домов, иногда и 2 дома собираются вместе, решая споры. В общем, развод дело тоже серьезное, и тоже относится ко всему Дому.
Военные походы и Братская Любовь: в длительных военных походах буйный темперамент Айат должен находить себе выход. Удерживаться невозможно, таковы свойства физиологии, а женщин воины в поход не берут. Потому вполне достойно мужчине разделить ложе с мужчиной. После этого они считаются кровными братьями. Такие отношения возможны только в воинских походах и на охоте. Когда воины Айат дома, они разделяют ложе исключительно с женщинами. О том, что было в походе, вслух вспоминать не принято, и даже “считается, что не было”. Разделившие ложе, тем не менее, остаются братьями и пользуются всеми правами родственника.
Война: слово “война” у Айат ассоциируется исключительно с людьми, т.е. воюют Айат исключительно с людскими племенами (см. Люди), конфликты между Домами, даже самые суровые, разрешаются несколькими воинами, выставляемыми каждым Домом. Войной считается поход, в котором участвуют не только воины всех Домов, но вообще все, кто способен держать оружие (а также Маги, Шаманы и пр.). Айат не воюют между собой. Месть - да, война - нет.
Охота: одно из любимых развлечений Айат. Охотятся они на огромных территориях, иногда охота длится несколько месяцев. Женщины не любят охотиться, делают это исключительно редко и с согласия “ведущего” охоты. “Охотничьи подвиги” не менее важны, чем военные, а иногда даже и более, своими “достижениями” принято хвалиться на пиру, в день возвращения, и далее по настроению. Существует такая вещь как Королевская Охота. Это особенное мероприятие. Король лично отбирает своих спутников, и это есть знак высшего благоволения (каждый Дом ожидает того, что будет приглашен кто-либо из участников Дома). Обычно Королевская Охота длится не менее полугода (хотя, всем известен случай, когда Королевская Охота прервалась по причине смерти Короля, с этого началось повсеместное избиение людей и с тех пор обязательным атрибутом Королевской Охоты является охота на людей). См. также Военные походы и Братская Любовь.
Одежда: должна быть похожа на костер. Содержит в себе все оттенки пламени и угля, а так же дерева, служащего для костра. Чем ярче, веселее и пестрее будет одежда, тем она лучше (в рамках цыганско-японской эстетики).
У людей вызывает эстетический шок, почти паралич. Пока люди решают, не спят ли они, Айат уже подходят слишком близко.
Культура Домов: в каждом Доме своя. Отличаются все мелкие обряды. Крупные обряды (рождение, инициация, брак, развод) имеют общие черты. Одинаково Айат отправляют только в мир иной, к Духам Творения. Это связано так же и с тем, что Маги, побывавшие внизу у духов рассказывали одно и то же, и был выработан наилучший способ проводить Айат туда.
Имена: Детское, Взрослое, Имя Дома
Список Домов:
Дома Короля: (17)
Дом … |
|
Дом Совы |
|
Дом Росомахи |
|
Дом Саламандры |
|
Дом Медведя |
Мастера-Кузнецы |
Дом Волка |
Дом Воинов |
Дом … |
|
Дом Вепря |
|
Дом Ворона |
Дом Шаманов (К) |
Дом Филина |
|
Дом Рыси |
|
Дом Сокола |
|
Дом Священной Говорящей Птицы |
|
Дом Барсука |
|
Дом Крысы |
|
Королевский Дом |
Семья Короля |
Дом … |
|
Дома Города: (5)
Дом Лисы (шаманы)
Дом Барса (мастера)
Дом Непослушной Кошки (Королевский Дом)
Дом Рубиновой Черепахи (элита, культура, развлечения, богатство)
Дом …
Главы домов:
Воин
Маг
Шаман
Мастер(ица)
Король (Короли, хронология)
Нобилитет
Города
: Женщины и Младшие Сестры.Короля: Мужчины-Воины (не всегда только мужчины).
Глава дома, всегда самый Уважаемый(ая) и Мудрый(ая) участник(ца) Дома. Глава дома избирается один раз и остается им(ею) до самой смерти или Отречения. Отречение возможно в пользу сына, или в пользу Совета. Новый Глава Дома избирается Советом Дома в том случае, если он(а) умер(ла) без объявления своей воли, Отрекся(лась), или позволил(а) опозорить себя во сне.
Социальные статусы
Волосы и костюм
.По волосам можно определить, какое положение занимает Айат в обществе. Длина волос отражает строгую систему социальных рангов. Например, Король и Королева должны иметь длину волос ниже колена. И только они могут появляться в общества с распущенными волосами.
Ранг |
Статус |
Волосы |
Остриженные |
Фактически – рабы, в основном –люди, а также Айат-клятвопреступники, предатели. |
Согласно названию, т.е. либо бритые, либо короткая стрижка. |
Коротковолосые |
Обычные граждане, младшие Дома (по возрасту) или те, кто ничем себя не проявил и не повысил свой статус. |
Волосы, не достающие до плеч. |
Средневолосые |
|
Волосы до плеч и ниже, но не достающие до лопаток. |
Длинноволосые |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчесать волосы, помочь заплести косички – форма куртуазного ухаживания. Если айат соглашается, значит предложивший ему(ей) по меньшей мере, не неприятен. В случае если заплетает косички кто-то из семьи, знак любви преданности и заботы.
В случае если заплести айат косы, пожелал сам король, скорее всего, кос станет больше, то есть повысится титул. Если король заплел то же количество кос, что и раньше, это значит, он ждет от этого айат свершений и готов ему покровительствовать.
Подарить
красную, зеленую и желтую ленточки для кос – интимное предложение.Подарить
специальную (золотую) обрядовую ленту Девушке (Женщине) – предложение о жизни вместе, с последующей возможной женитьбой.Подарить
специальный обрядовый кожаный (серебряный) ремешок (ленту) на волосы Мужчине - предложение о жизни вместе, с последующим возможным бракосочетанием.И женщина, и мужчина могут сделать подобные предложения друг другу, потому что Духи Творения были Мужчинами и Женщинами и сотворили этот мир вместе. Мужчина и Женщина равные, но разные. Именно потому, Женщины не ходят в военные походы (за исключением большой Войны), а Мужчины редко бывают Хранителями Пламени.
Потеря волос:
В случае потери волос
(не в бою) айат считаются опозоренными.Король, позволивший обрезать свои волосы во сне, больше не является королем (пока такого не бывало). В связи с этим среди королевских служителей есть Хранитель Волос Короля. Статус выше – только у советников Короля. Хранителю Волос Король доверяет абсолютно.
Глава Дома, позволивший обрезать себе волосы во сне, (а вот такое бывало) больше не является главой Дома. Собираются все участники дома, решают только те, кто Имеет Право Говорить. Здесь делается исключение из правил, поскольку говорить (не решать) позволено вообще всем, даже слугам. Дело избрания Главы Дома считается делом такой важности, что любая мелочь может быть важна. Если Айат берут с собой на Совет рабов-людей, то и они могут говорить на Совете.
Совет.
Собрание Дома в полном составе по особо важным поводам.
Королевский Совет.
Главы домов + Советники Короля.
Костюм:
Выражает социальный статус, и характер владельца.
Для не-Айат костюм вызывает зрительный шок и кратковременный столбняк.
Костюм должен быть похож на костер. В нем присутствуют все цвета Пламени, горящих углей, золы, дров – всего, из чего “состоит” костер.
Чем ярче костюм, тем лучше. Чем более безумное сочетание цветов, тем выше темперамент.
Костюм состоит из:
Женский:
Шаровары.
Юбка с разрезами, одевается на шаровары, разрезы необходимы, чтобы было удобно бегать, прыгать, драться и т.д. Юбка указывает на социальный статус. Чем длиннее юбка, тем выше статус. Юбка до щиколоток (или до земли) только у Короля и Королевы
.Рубашка.
Короткая, до талии, жилетка. Чем богаче жилетка, тем выше статус. Чем лучше материал жилетки, чем богаче она расшита, чем больше на ней разнообразных фенечек, шнурочков, бусинок, вышивок и т.п., чем выше статус.
Кроме Королевы и высшей знати, разрешается носить богато украшенные жилетки тем айат, которые сшили и украсили их сами (не купили). Айат, способные сами себе создать костюм – произведение искусства, считаются Знатью среди мастеров. Тем не менее, костюм мастерицы должен носить явные признаки
ее Дома. Если же костюм даже красивее чем у Королевы, владелице могут предложить пройти испытание на право носить его. Выдержала, – носи на здоровье.Мужской:
Шаровары.
Рубашка.
Длинная жилетка. Длина жилетки указывает на социальный статус. Чем длиннее жилетка, тем выше статус. Жилетка до щиколоток у Короля.
Украшения костюма:
Чем больше тесьмы, бусинок, шнурочков, шнурочков с бусинками, кожаных ремешочков, ленточек, косичек, колокольчиков, кусочков меха и т.д., тем красивее костюм. Особенно заботятся о вышивке и украшении жилетки, как верхней части костюма.
Крой костюма:
Обращаемся к мастерам, получаем помощь по костюму.
Физиология.
Ny Ayni – народ, что пришел из Долины Огня, что на северо-востоке Ayhor.
Ny Ayni – Дети Огня, Дети Сердца Мира.
Другие названия:
Ayat (Огненные), Aylysnan (Народ Огненного Сияния), Hataru
- скоры на дружбу (да и на расправу), не терпят оскорблений. Обидчиков чаще всего вызывают на поединок (“Меч языку не брат” – пословица Ayat).Ayat лучшие кузнецы из всех народов, владеют оружейной магией. В бою используют мечи, секиры, топоры, молоты, реже копья; луки не используют вообще, считают самоназвание.
Кожа светлая, волосы подобны огню – от золотисто-рыжего, до почти что красного. Нрав соответствует цвету волос, – чем ближе к красному, тем более вспыльчивый.
Цвет глаз у Ayat бывает зеленый, серый и желтый.
Ростом высоки – от 3-х лар и 6-и талар до 4-х лар и 5-и талар (180-225 см.), статные, очень сильные (руками способны переломить клинок). Однако жизнь их не очень длинна, ибо огненный дух сжигает тело – обычно не более 1000 лет, хотя известны случаи долголетия – 1800 лет.
В бою
– берсерки, лучшие воины Yrrath, в жизни – честные, открытые, скоры на дружбу (да и на расправу), не терпят оскорблений. Обидчиков чаще всего вызывают на поединок (“Меч языку не брат” – пословица Ayat).Ayat лучшие кузнецы из всех народов, владеют оружейной магией. В бою используют мечи, секиры, топоры, молоты, реже копья; луки не используют вообще, считают
предательским оружием.В доспехи облачаются очень редко, закрытых шлемов не носят вообще (“Смерть - в лицо, позор – в спину”), предпочитают кольчуги, наколенники, наручи. На лошадях не ездят, очень сильные, способны обгонять лошадей и сохранять такую скорость несколько часов. Физически весьма и весьма выносливы. Без пищи могут обходиться не более недели, без воды – не более трех.
Неприязненно относятся к большим водоемам: рекам, озерам, морям.
Магия: особенно искусны в оружейной, магии огня и всем, что связано с увеличением силы, ярости и т.д. и т.п.
Врачевание фактически отсутствует, от телесных ран Ayat теряют много крови и умирают, а болезням почти не подвержены, имеют сильный иммунитет. Относительно часты случаи сумасшествия, в частности, буйного помешательства.
Половая зрелость наступает в 20-22 года, старость – в 900-950 (1500) лет, срок беременности у женщин Ayat составляет 7 месяцев. Существует обычай Братания по Сердцу (в долгих военных походах, на продолжительной охоте).
В Век Мудрости приняли знание от Ay (Огонь – Дух Творения), Hkor (Земля), Lay (Свет) и Ken (Тьма), отдавая предпочтение первому, поэтому более всего понимают в кузнечном ремесле и обработке металлов.
От Hkor переняли умение обрабатывать драгоценные камни, а также гранит, мрамор и тому подобное. Неплохие земледельцы, но хуже людов и эльфов.
Голоса у Ayat хриплые, но они очень любят петь, читать стихи, и каждый Айат в душе Менестрель. Как это звучит для НЕ-Айат лучше даже не думать.
Их слуху более всего приятен бой барабанов и пенье рогов. Пользуясь мудростью Lay, Айат создали строгую иерархию (длина волос, одежды) и кодекс чести (за каждое сказанное слово несешь ответственность, позор искупается смертью, обещанное либо выполняешь, либо умираешь).
У Ken Ayat научились читать в душах, понимать сущность разумных существ.
В Век Мудрости снискали наибольшее расположение Layi, за что им был подарен град Thil-Torn (на их языке Gwarahen),
Есть пророчества, что в Век Возмездия, Layi перестанут выделять их среди других народов. Так же есть пророчество, что будет Раскол, и станет два племени – Ghano (Гордые) и H
’satta (Убоявшиеся).Народ чудовищно силен. По сравнению с человеком, средней хилости,
подросток Айат имеет силу вдвое превосходящую силу воина-человека
Кодексы:
Воина:
Мага:
Шамана:
Женщины:
Хранительницы Пламени:
Мораль:
Магия:
Медицина:
Музыкальные инструменты
: Города и Народа КороляРечевые обороты, приветствия и др.:
Обычаи и традиции: Город и
Народ КороляГахал:
Четыре Волшебных Предмета:
Знатность: